23 августа 1945 года, в непростое для страны время, было принято решение Совнаркома страны: «…образовать в Костроме техникум гражданского строительства», открыв специальность: «Промышленное и гражданское строительство». Организационное собрание открывающегося техникума состоялось в здании на улице Советской, дом 4. Первый директор – Филатов Иван Георгиевич. Всего было принято на 1-ый курс в 1945 году 36 человек

 

В 1945-1946 учебном году занятия проводились в бывшем финансовом техникуме (ул. 1 Мая, д. 46), где были арендованы две аудитории. В одной из них размещались канцелярия и учительская, в другой шли занятия. Занятия проходили вечером. Электричества не было, уроки проводились со свечами и керосиновыми лампами. Голодали. Было холодно, даже чернила замерзали. Бумаги не было, писали на обоях и старых газетах. Вместо чернил использовали отвар свеклы. Во время перемены каждый учащийся получал кусочек хлеба и порцию овсяной каши.

 

В1946-1947 учебном году приняты на обучение 3 группы студентов специальности «Промышленное и гражданское строительство». Занятия проходили в две смены. В 1-ую занималась группа второкурсников, во 2-ую – группы нового набора. Занятия проходили в гимнастическом зале школы № 26 (ул. Горького, д.7). Главной бедой был холод, порой даже чернильницу приходилось руками отогревать, да и одежда, купленная еще до войны, за эти годы основательно поистрепалась. Основные продукты питания и одежда в ту пору были в большом дефиците. Их можно было приобрести по специальным карточкам, которые выдавались на производстве, по ним, часто отстояв длинную очередь, можно было купить самое необходимое: хлеб, крупу. Карточная система распределения продуктов и промышленных товаров была отменена в 1947 году, но разоренное войной хозяйство не способно было обеспечить страну необходимыми товарами, в результате вместо улучшения на некоторое время очереди за хлебом еще больше увеличились.

 

Долго добивались нового помещения для занятий, и оно нашлось в помещении школы № 27 (ул. Задорина, д. 57).

 

В 1947-1948 учебном году занимались по-прежнему в школе № 27, где для преподавания техникуму были выделены четыре аудитории и комната под учительскую и канцелярию. Условия для занятий улучшились. Кабинетную систему преподавания в таких условиях ввести было невозможно. Наглядных пособий не было, их заменяла доска, мел, тряпка. Несмотря на трудные условия, удалось организовать кружки художественной самодеятельности (хоровой и драматический), Желающих оказалось достаточно много, в этом помогали работники клуба, который находился напротив школы.

 

Главной задачей этого года было составление проектного задания на строительство собственного здания техникума. Место под строительство было отведено на территории ветхого дома, подлежащего сносу по улице Спасокукоцкого (бывшей Больничной). Началось строительство (сейчас это реконструированный в 80-ые годы корпус «Б»). Средняя часть его трехэтажная возводилась из кирпича, а левое и правое крылья двухэтажные деревянные. В строительстве активно участвовали студенты, которые после занятий вместе с преподавателями работали по 2-3 часа. Штукатурили, белили стены в кабинетах, мыли и убирали мусор после строителей. Здесь же и проходила их производственная практика. В марте месяце 1948 года строительство было окончено. С 1948 года в техникуме родилась традиция в мае месяце проводить военно-спортивный праздник, на котором подводились итоги спортивной работы в группах за год.

 

В июне 1948 года состоялся первый выпуск техников-строителей (10 чел.), получивших направления для работы в Москву, Ярославль, Калугу, Владимир, Томск, Казань, Кострому.

 

В 1948-1949 учебном году – первый прием учащихся по специальности «Строительство автодорог». Уже в 1948 году в техникуме - дорожно-строительное отделение (стало два отделения: ПГС и дорожное). Штат преподавателей насчитывал 16 человек. Всего в это время обучалось в 11 группах 265 человек.

 

Главным событием года стал переезд в выстроенное здание техникума: 16 помещений площадью от 28 до 41 кв. м. В средней кирпичной части здания разместились все служебные помещения: хозчасть, бухгалтерия, канцелярия.

 

С 1949 года приказом Министерства гражданского строительства РСФСР директором техникума был назначен Рыбников Николай Александрович (до этого работал заместителем директора по учебной части), а завучем – Бернов Анатолий Данилович. Была введена кабинетная система. Учеба была организована в одну смену. Появились спортзал, библиотека, столовая. Библиотека насчитывала 9000 книг. Первый работник библиотеки - Кутузова Людмила Николаевна относилась к работе с любовью, выполняла свои обязанности очень добросовестно. Она оказывала большую помощь учащимся в учебе, за что выпускники ей особо благодарны. Первый водитель техникума – Павлов Михаил Алексеевич. Он был также мастером производственного обучения. Отработал в техникуме 31 год. В 1948 году в учебном заведении всего две полуторные машины. Ребятам приходилось заниматься без стендов и плакатов. Лабораторий нет. Был всего один двигатель внутреннего сгорания, собранный собственными силами. Только в 1951 году получили ГАЗ-51. Это стало важным событием и большим праздником  для техникума.

 

В 1949 году состоялся второй выпуск отделения ПГС: 3 группы общей численностью 76 человек.

 

Подчёркивая важность строительства и эксплуатации автомобильных дорог, Совет Министров 25 декабря 1951 года распорядился: «Костромской техникум гражданского строительства передать в распоряжение Главдоруправления при СМ РСФСР с наименованием: дорожный техникум».

 

В 50-60 –е годы велось активное строительство города. Студенты техникума принимали активное участие в строительстве новых зданий и сооружений. Производственная практика проходила на стройках города. Помощь в укладке бордюрного бруса, в ремонте и строительстве дорог родного города – обыденное дело для молодых будущих специалистов.

 

С 1950 г. по 1966 г. работал в учебном заведении Гончаренко Михаил Анисимович, он преподавал мосты, изыскания и проектирование автомобильных дорог, строил с учащимися дорогу на Никольское, на «Колос». Они работали на благоустройстве улиц города. Под руководством М.А. Гончаренко учащиеся техникума сделали макет улицы Больничной (Спасокукоцкого), произвели ремонт улицы Кирпичной (Терешковой).

 

16 августа 1954 года директором техникума стал Бернов Анатолий Данилович, а завучем – Густомесов Евгений Николаевич. (А.Д. Бернов, вернувшись с фронта, с 1946 года преподавал физику и электротехнику). Отделения ПГС уже не было. Когда открыли дорожное отделение, стало тесно, занимались в 3 смены. Когда А.Д. Бернова назначили директором, были большие трудности с преподавательскими кадрами, так как не было квартир для преподавателей. Например, преподавателей Е.Н. Густомесова и Тейса вынуждены были поселить  прямо в аудиториях учебного заведения (Е.Н. Густомесов преподавал геодезию, а Тейс – автодороги). Возник вопрос о строительстве дома для преподавателей и нового здания для техникума. И вот построили дом для преподавателей на улице Маяковского, 19. А.Д.Бернов начал строительство нового здания хозспособом. Кирпич и бутовый камень добывали в Куникове, оттуда вывозили машинами. В Куниково выезжали целыми группами: складывали кирпичи и возили под фундамент нового здания. Первым прорабом строительства нашего здания был Данилов Геннадий Николаевич, окончивший наш техникум. Разбивку делал старейший преподаватель техникума – Шипов Георгий Николаевич. (Работал в техникуме с 1946 по 1972 г.г., преподавал геодезию и математику.) Он в 1928 году окончил землеустроительный техникум с геодезическим уклоном, 2 курса академии, пединститут – физмат.